Вход
Архив номеров

"История в клипах" - Интервью с Вачаганом ВАГРАДЯНОМ

03.10.2008
Статья опубликована в номере №6 (15).

Вачаган Вагдарян

Наш гость Вачаган Ваградян – математик, биокибернетик, кандидат биологических наук, преподаватель Российско-Армянского Университета. Преподает он самые современные предметы, применяемые в области высоких технологий и искусственного интеллекта: теорию нейронных сетей и нечеткую логику. Опубликовал более тридцати работ.

Другие его работы – 11 напечатанных статей – посвящены теории национального вопроса. Наш собеседник – вице-президент общественной организации «Новое Поколение Васпуракана», директор Института Национальных Инициатив. В качестве примеров таких инициатив можно упомянуть проект сериала клипов под общим названием «Армяне и всемирная история», производство часов с армянским циферблатом, разработку компьютерной игровой программы по обучению детей диаспоры армянскому языку и т. д.


Когда Вы впервые задумались над вопросом отношения армян, в первую очередь армян диаспоры, к своему национальному происхождению?


В 70-х годах, будучи студентом, я познакомился в Цахкадзоре с красивой девушкой. Сделал ей комплимент: «У вас очень красивые глаза, я вас где-то раньше видел». Тут она говорит: «Вряд ли вы меня видели, потому что я из Москвы. А насчет глаз – они у меня выразительные из-за восточного происхождения». Оказалось, она армянка из Москвы, приехала на лето к родственникам. Потом я задал себе вопрос: почему она сказала «восточное» происхождение, а не «армянское»? И понял, что в Москве она не представляется армянкой, она всем говорит, что у нее восточное происхождение. Значит, в определенном смысле это более престижно – уже тогда, в 70-х годах, ситуация была такой. «А почему в Москве не престижно называть себя армянином или армянкой?» – задумался я.

Гораздо позже я встретился с армянином из Франции – как ученый-биохимик он приехал в Ереван на научную конференцию, побывал у нас дома. В разговоре выяснилось, что он не считает себя армянином. «А почему вы сохранили фамилию?» – «Таково было требование моего деда. Но я не армянин, я француз». – «Очевидно, вы считаете, что быть армянином во Франции не очень престижно?» – «Я этот вопрос себе не задавал». – «Но подсознательно вы, видимо, так считаете». Он промолчал, и мне все стало ясно.


В 1988 году, когда началось карабахское движение, когда армяне сказали «нет» Москве, их престиж очень высоко поднялся по Союзу. Многие армяне Москвы в массовом порядке стали объявлять о своем армянском происхождении. Тот же Микаэл Таривердиев, который всегда отказывался от своего происхождения, пошел и открыто крестился в армянской церкви.

Тут подтвердилась моя теория: быть армянином должно стать престижным. А почему в Москве не престижно быть армянином – поскольку сложилось ложное впечатление, что армяне торгуют на рынке, что они нарушители общественного порядка. Не пропагандируются заслуги армян в Союзе. Многие ли слышали о Самвеле Кочарянце – авторе советских ядерной и космической программ?

В том же 1988 году ко мне в Ереван приехал мой русский друг из Киева, и я его прямо из аэропорта повел ночью на сидячую демонстрацию. Утром он, ошарашенный, заявил мне: «Хочу креститься в армянской церкви». – «Ты в своем уме? Почему?» – «Если бы у нас ночью имело место нечто подобное, там было бы полно бутылок, ругани, драк. Я вижу, что у вас национальный вопрос дисциплинирует людей. А у нас – наоборот. Думаю, причина в Армянской Церкви и вообще в армянском духе. Поэтому я и хочу креститься». Я отвел своего друга в церковь, где его крестили. Если у русского возникло такое желание, у армян в России оно появилось и подавно.

 

Понятие «НАЦИЯ» так относится к понятию «НАРОД», как понятие «ЛИЧНОСТЬ» – к понятию «ЧЕЛОВЕК» (как биологический организм). Народ становится нацией благодаря этническому самосознанию, когда умеет отличать сам себя (в этническом и культурно-мировоззренческом смыслах) от других человеческих общностей и, установив свои внутренние (т. е. культивируемые в обществе) и внешние (т. е. используемые в сношениях с другими нациями) этические нормы и законы, умеет свободно подчиняться последним.
 

Чтобы любить кого-то или что-то, нужно в первую очередь знать. Если ты не знаешь своих родителей, как ты можешь их любить? Если не знаешь свою родину, нацию, как ты можешь их любить? Вот и родилась идея рассказать людям, кто их предки и что они дали миру. Это должно стать сильным стимулом для сохранения армянства (hayapahpanum). Но здесь важно быть стопроцентно честным и опираться исключительно на документальные свидетельства. Достаточно одного процента неправды, чтобы бросить тень на все остальное. 
 
Как возникла идея клипов?

Как-то раз, размышляя об основном вопросе армянской диаспоры – проблеме сохранения или, правильнее сказать, самосохранения армянства, я задался главным вопросом: «А, собственно говоря, почему молодой человек, родившийся в диаспоре, должен считать себя армянином?»
 
Ведь определенно можно говорить только о национальном происхождении. А принадлежность к той или иной нации выбирают, так же как и веру. К счастью, у нас – у армян – еще в достаточной мере сильны традиции, согласно которым национальность (как и вера) передается по наследству: от отца к сыну. Однако за пределами Армении – под влиянием иных традиций и, чаще всего, мощных культур – второе, третье и последующие поколения, естественно, считают, что они вправе сами выбирать свою национальность. Их понять можно. В том возрасте, в той стадии становления и развития личности, когда обычно задумываются над вопросом о своей национальности, что может знать об армянах и Армении молодой человек из диаспоры, который получает местное образование, посещая, в лучшем случае, лишь воскресную армянскую школу?

Геноцид… Потерянная Родина предков (чаще всего – одного из предков)… Современная Армения, которая то и дело устраивает телемарафоны для сбора средств… Что показывает европейское телевидение об Армении? Разрушенная землетрясением зона бедствия, небритые мужчины с агрессивным взглядом и по-курдски одетые женщины. Все представлено настолько искаженно, что жители Армении не узнают порой в этих съемках свою страну… Говоря о Родине, эмигранты из Армении последней волны, как правило, готовы преувеличивать все негативное ради оправдания своего поступка… Что еще? Да, религия – единственный факт позитивной направленности – первая нация, принявшая христианство в качестве государственной религии. Но и тут дела обстоят не так уж хорошо. Сейчас даже в самой Армении есть армяне, очень легко сменившие свою веру.

Так почему молодой человек из диаспоры должен считать себя армянином? Лично я не слышал рационального ответа. Рассуждая на эту тему, деятели диаспоры обычно апеллируют к иррациональным, трудно осязаемым понятиям: память крови, зов предков и т. д. Вообще, в прямой форме этот вопрос никем открыто не ставится. Не ставится, потому что люди не имеют ответа, предполагающего действия по решению этой проблемы. А как действовать в поле приведенных иррациональных понятий – неизвестно.

В середине 90-х годов я написал большую статью, впоследствии изданную в виде брошюры «К вопросу о национальной идеологии». В ней среди прочего рассматривался и ответ на этот важный вопрос. Он очень прост: «Быть армянином должно быть выгодно». При этом очевидно, что речь идет не о вульгарном понимании «выгоды». Имеется в виду, во-первых, духовная выгода – чтобы звание армянина было престижно, во-вторых, материальная – за армянством должна чувствоваться сила, военно-политическая (наличие национально ориентированного государства), финансово-экономическая и правовая. 


Я решил заняться практическим решением тех вопросов, которые мне по силам. Решил доказать и показать всем, и, естественно, главным образом – армянам, насколько престижно быть армянином.
 

Личность инициируется исходя из генетических особенностей данного человека. Она формируется и укрепляется посредством воспитания и самовоспитания, развивается и обогащается вместе с приобретением жизненного опыта. Постепенно, вольно или невольно, очерчиваются индивидуальное мировоззрение и система ценностей каждого человека-личности. (…)
То же самое можно сказать и о нации.
Нация инициируется исходя из расовых (не только внешне антропометрических) особенностей. Она развивается и укрепляется посредством принятой в обществе законодательной системы и благодаря непрерывающейся на протяжении веков государственности, на протяжении своей истории она развивается и становится мудрее. Одновременно, вольно или невольно, очерчиваются своеобразное мироощущение и система ценностей каждого народа-нации, иначе говоря, его национальная идеология.
Возможен, конечно, и обратный процесс. Под воздействием различного рода внешних и внутренних разрушительных факторов человек-индивидуальность-личность может потерять присущие ему морально-волевые качества, стать в одном случае пленником различных маний и фобий, в другом – преступником. Ну а предельным случаем потери человеком личностных качеств является существо зомби.
Таким же образом по каким-то причинам (как внешним, так и внутренним) нация, потеряв (или изначально не создав) высокие моральные принципы, становится геноцидной нацией. (…) В другом случае, потеряв волевые качества, нация становится раболепным и страдающим иноманией народом.

 
В рамках деятельности нашей общественной организации «Новое Поколение Васпуракана» (основатель и президент Марина Ваградян) я прочел множество лекций о вкладе армян в развитие мировой цивилизации и копилку мировой общечеловеческой культуры. Выступ­ления в Национальной Академии наук, Матенадаране, Военной Академии, ведущих вузах страны, творческих союзах, во многих общественных организациях, в политических и бизнес-кругах Армении проходили с неизменным успехом.

О силе воздействия, которое оказывает систематизированное, доказательное, основанное на фактах изложение малоизвестного или вовсе неизвестного доселе исторического материала на армян, у которых по тем или иным причинам понизилась национальная самооценка, пошатнулась вера в величие собственного народа, можно судить по восклицанию одного из слушателей – профессора, университетского преподавателя армянской классической литературы: «
Ա՜յ, հիմա ես հայացա».

Ну, хорошо, по Еревану, по Армении можно ездить, рассказывать... Но как быть с Диаспорой? Робкие попытки поехать за границу с лекциями не увенчались успехом. Оно и понятно, если ты не «великий» армянин и тебя никто за границей не знает, нечего надеяться на приглашение.

И тут, как нельзя кстати, появились рекламные видеоролики банка «Империал» под общим названием «Всемирная история». Возникла идея под патронажем какой-нибудь крупной армянской частной финансово-экономической структуры в качестве рекламы выпустить серию клипов под аналогичным названием «Армяне и всемирная История».

Как начала реализовываться идея?


Нужно было создать один-два клипа на собственные средства, чтобы показывать в качестве образцов потенциальным заказчикам. При финансовой поддержке друзей было создано три клипа. В частности, с помощью экипажа корабля «Киликия». Как-то раз один из моих друзей, Тигран Апозян (сильный математик и большой патриот), познакомил меня с капитаном корабля «Киликия» – легендарным Кареном Балаяном. Мы с Кареном сразу нашли общий язык, подружились. Возникла идея прочитать цикл лекций для его экипажа. «Когда мы прибываем в тот или иной порт, – сказал Карен, – мы знаем из курса истории, что здесь была крупная армянская диаспора, игравшая заметную роль в жизни города или даже страны. Но вот какой именно деятельностью занимались армяне, какими были ее результаты, экипажу известно довольно смутно. А ведь очень часто приходится говорить с местными официальными лицами, и возникает необходимость ввернуть в разговоре какую-нибудь такую фразу». Тут Карен с хитрецой и виновато улыбнулся, и я с пониманием кивнул головой. Все мы армяне – одним миром мазаны. «Часто в такие минуты не знаешь, что сказать, либо не вполне уверен в истинности своей информации».

Курс лекций я прочел, в частности, по тем странам, где должна была побывать «Киликия». Говоря о каком-нибудь городе, я рассказывал, что на такой-то улице есть такой-то памятник, свидетельствующий о великих делах армян в таком-то и таком-то веках. И возникло естественное сотрудничество в деле создания клипов. Экипаж корабля взял на себя обязательство – по ходу путешествия снимать на видео все интересные с нашей точки зрения памятники. По возвращении домой из сырого материала можно будет создать клипы. Так решили – так и сделали.

 
Какие клипы уже готовы?

Создано три клипа. Один рассказывает о венецианском армянине Антоне Суряне. Каждый год в Венеции проводится фестиваль в честь этого великого человека, спасшего Венецию и всю Италию во второй половине XVI века от страшной эпидемии чумы, а Европу – от разрушительного нашествия турецкой чумы. И много других дел, достойных упоминания и всяческого восхваления, сделал Антон Сурян. Прибыв в Венецию в двадцатилетнем возрасте, он представил Дожам список того, что умеет делать, и сразу был назначен руководителем порта и судоверфи. А вот в Армении о нем мало кто знает, даже профессиональные историки пожимают плечами, когда их спрашиваешь об Антоне Суряне. Некоторые историки-туркологи знают о сражении при Лепанто, где превосходящий по силе турецкий флот был неожиданно разгромлен союзным флотом трех христианских государств. Но ни один из них не в курсе, что морской артиллерией союзников руководил наш соотечественник, который, кстати, разработал и запустил в производство морские пушки особой точности и дальности. Благодаря этому и был в 1571 году разгромлен турецкий флот. Сражение при Лепанто входит в число ста величайших морских сражений в истории человечества. 

Второй клип рассказывает и, что очень важно, показывает первую страницу древнейшей книги на староанглийском – англо-саксонском языке. Там черным по белому написана удивительная фраза, ставящая английских историков в ситуацию, когда, в отсутствие логического объяснения, они вынуждены сочинять версию просто из головы. При этом они умудряются обходиться без каких-либо доводов, научных аргументов.

А фраза такая: «Остров Британия имеет 800 миль в длину и 200 в ширину. На этом острове пять наций: англичане, бритты, скотты, пикты и латиняне. Первыми обитателями острова были бритты, которые пришли из Армении и сначала заселили юг Британии».

 

Четкое определение и различение понятий «Родина» и «Отечество» особенно важно для нас – армян, поскольку большая часть нашего народа живет в других странах. Составляющие Диаспору различные части нашего народа имеют различные Родины. Для каждого армянина второго-четвертого поколения, родившегося в колонии, близко и дорого место его рождения – его Родина. (…)
Понятие “Отечество” связано с процессом формирования и становления нации. Его сущность всегда соборна, связана с обстоятельствами пройденного исторического пути каждого народа и включает в себя все символы каждой конкретной нации. (…)
ПОНЯТИЕ «ОТЕЧЕСТВО» ОТРАЖАЕТ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ КАЖДОЙ НАЦИИ.
Если Родину, как и национальное происхождение, не выбирают – они даны нам родителями, так сказать, по наследству, то национальную принадлежность выбирают осознанно или чаще неосознанно. И поскольку выбрана-осознана национальная принадлежность, постольку, тождественно, выбрано-осознано и Отечество.
Таким образом, независимо от того, где находится индивидуально Родина или место проживания каждого отдельного армянина – в Республике Армения, Иране, России, Франции, Ливане, США или где-либо в мире, соборно для всех армян, то есть для всех людей, осознающих себя армянами, имеющих армянское национальное самосознание, существует одно-единственное ОТЕЧЕСТВО – АРМЯНСКОЕ НАГОРЬЕ.

 

В клипе мы оставляем эту фразу без комментариев. Просто показываем как факт, и все. А ведь есть что сказать по этому поводу. Современные английские ученые, не мудрствуя лукаво, объявляют эту фразу ошибочной. Мол, переписчик по ошибке вместо «Арморики» написал «Армении». Заметим, Арморика – область и город на северо-западе Франции. Получается, что во Франции уже существовали города и государственность, когда первые примитивные жители пришли на остров и построили мегалитическое сооружение Стоунхенч. И потом, переписчиков было несколько, и работали они параллельно. Как же все они так оплошали? Просто массовое помутнение сознания?

Один из членов экипажа «Киликии» Карен Даниелян предложил мне написать статью по этому поводу для редактируемой им газеты. В этой статье я доказал, что ошибки быть не может. А потом сам заинтересовался бриттами настолько, что провел целое исследование, результаты которого ошеломили даже меня. Но об этом как-нибудь в другой раз, ибо мое сообщение во всей доказательной форме в научной литературе еще не опубликовано.

Третий клип о том, что в Италии, в армянской церкви Генуи, хранится и демонстрируется действительный портрет Иисуса Христа. Портрет был написан при жизни Христа придворным художником Ананией по заказу армянского царя Эдессы Абгара. Он был первым царем, принявшим христианство еще при жизни Христа. Об этом пишет в том числе Мовсес Хоренаци (история Св. Лика из Эдессы подробно описана в журнале АНИВ № 5 (14) – Прим. ред.).

Необходимо запустить в производство серию клипов, рекламирующих не отдельные виды продукции, а фирмы с армянским капиталом. Сюжеты клипов должны отражать вклад армян в становление мировой цивилизации и в копилку общечеловеческой культуры. Они должны поражать  новизной информации и величественностью деяний армян – наших предков и современников. Таких сюжетов много – почти нескончаемый поток. Например: в XIX веке армянские купцы получили право беспошлинной торговли в Китае. Согласно указу императора “за многовековую исключительную честность в торговле”. Эти клипы не только будут иметь чисто познавательное значение, но и способствовать повышению уровня национального самосознания.


Хочется пожелать успеха Вачагану Ваградяну и его замечательной идее. В силу определенного армянского консерватизма мы все еще недооцениваем степень визуализации информационных потоков и культуры в современном мире, особенно культуры, рассчитанной на массового потребителя. Сегодня не только молодежь воспринимает мир через озвученное или прокомментированное фото– и видеоизображение. Темп жизни настолько возрос, день современного человека настолько уплотнен и нагружен, что даже люди, имеющие привычку к вдумчивому чтению, все реже и реже могут себе его позволить. Нельзя отказываться от серьезных исследований, однако важно обеспечить трансляцию для людей их самых важных и актуальных выводов, перевод на доминирующий ныне «язык». Только тогда идеи смогут влиять на психологию масс, превратиться в практическую силу.

(Использованы цитаты из статьи В. Ваградяна «О некоторых национально-политических понятиях».)