Вход
Архив номеров

№2 (47)

Скачать PDF версию журнала
  • "Армяне в Трансильвании" - Юдит ПАЛ


    Некоторые исследователи считают, что часть армянского сообщества в Молдавии эмигрировала в Трансильванию из-за религиозных преследований. Другие рассматривают в качестве главных причин экономические и политические...

    02.07.2013 Юдит Пал Комментариев: 0 Оценка: 4/5
  • "«Арменополис», или барокко Герлы" - Николае САБЭУ

    ...Осевшие во второй половине XVII века в Трансильвании армяне на протяжении более столетия проявляли свои выдающиеся способности в области архитектуры и строительства. Была открыта новая страница в изобразительном искусстве Трансильвании, появилось городское барокко, столь же успешно усвоенное и развиваемое армянами, как и ранее новая религия – католицизм, принятый также частью румынского населения вследствие Унии с Римской Церковью. Вовлеченным в эту католическую глобализацию армянам открылись двери в Европу, хоть и разделенную на империи, государства, большие и малые княжества. Это создавало для переселенцев возможность определенной интеграции...

    02.07.2013 Николае Сабэу Комментариев: 0 Оценка: 4/5
  • "Становление" (продолжение) - рассказывает Арчи ГАЛЕНЦ

    Начало в «АНИВ» № 46.

    В начале 1992 года я был уже в Берлине и поселился в доме у Фауста, с которым мы до сих пор в очень хороших отношениях. С апреля меня зачислили в Берлинский университет искусств в статусе студента-гостя, что является особой формой стажировки. Университету более 300 лет, само здание было перестроено лет 150 назад как репрезентативный многоэтажный особняк с колоннадами вокруг центрального зала, от которого расходятся коридоры и мраморные лестницы. По диагонали от центрального входа – пересечение улиц, где в 1921 году Согомон Тейлерян застрелил Талаат-пашу. Недалеко от этого места – здание районного суда, где впервые публике были представлены свидетельства о геноциде армян, в том числе доктором Лепсиусом...

    02.07.2013 Арчи Галенц Комментариев: 0 Оценка: 3/5
  • "Отчитываюсь…" - из воспоминаний Рафаэла Казаряна

    О прошлом нужно помнить – это сомнению не подлежит. События 1988 года – одна из вершин нашей истории XX века, ярчайшее проявление сплочения и солидарности нации. Должно пройти время, чтобы шелуха мелочей не мешала видеть очертания великих событий. Нельзя допустить, чтобы идеализм и наивность рядовых участников, безответственность и злоупотребления во власти, материальные и духовные тяготы обретенной независимости позволили опорочить массовую мобилизацию народа, дискредитировать выбор, который был сделан в те годы. Этот выбор не был спонтанным и случайным. Он был подготовлен всей армянской историей и особенно историей 1960-70-80-х годов, когда лучшие люди Армении использовали небольшие послабления советского режима для постепенного, пошагового возрождения национального сознания. Кто-то рисковал, кто-то учитывал рамки дозволенного. Кто-то питал иллюзии относительно перспектив советского строя, кто-то видел будущее гораздо трезвее. Но все вместе дало свои плоды.

    О недавних, но не всегда четко различимых временах молодым поколениям надо знать как можно больше. Иначе в каждую расплывчатую точку изображения внедрится целенаправленная ложь. Особенно важны слова очевидцев, участников событий. Никто не может претендовать на истину в последней инстанции, но о духе времени можно узнать только от них.

    Продолжаем серию материалов, посвященных 25-й годовщине начала Движения. На этот раз предлагаем вниманию читателя перевод с армянского языка фрагментов воспоминаний Рафаэла Казаряна, изданных в 2003 году в Ереване...

    02.07.2013 Рафаэл Казарян Комментариев: 0 Оценка: 4,33/5
  • "От Чилингиряна к TCHIBO" - Армен ХЕЧОЯН

    Мое знакомство с Германией, ее «армянскими компонентами» или армянским следом, происходит постепенно. Как бы с неохотой, словно проверяя, достоин ли я их узнать, она медленно приподнимает завесу, допуская к своим «армянским тайнам».

    Исследуя армянский след, никогда не знаешь, где тебя ожидает открытие, порой в самых неожиданных местах обнаруживается сюрприз. Очередной был связан с историей торговой марки Tchibo, которая долгое время входила в десятку самых известных мировых брендов Германии.

    Несколько лет назад, во время моей очередной поездки в Германию, один знакомый задал мне вопрос: «Вот ты интересуешься армянской темой, а знаешь ли ты торговую марку Tchibo»?» – «Конечно – это марка кофе». – «А знаешь ли ты, что означает слово Tchibo и как оно образовалось?». – «Нет», – честно признался я, не понимая, куда он клонит. – «Так вот, Tchibo – это соединение начальных букв двух слов. «Чи» происходит от фамилии Чилингирян, «бо» – от слова «бонэ», что на немецком означает «кофейное зерно». На мой вопрос, известно ли ему еще что-либо про Чилингиряна, мой знакомый сообщил только факт, что этот человек похоронен в Гамбурге...

    02.07.2013 Армен Хечоян Комментариев: 0 Оценка: 4,62/5
  • "Горячий как ад" - фрагменты статьи в журнале Der Spiegel

    У гамбургского бельвью, на парадной улице ганзейских купцов, одетые в белое маляры в последний раз окунают свои кисти в банки с краской, чтобы довести до блеска последние перекладины лестничной решетки на новой, футуристической вилле миллионера. Самое обсуждаемое в Гамбурге строение готово к заселению уже три недели. Но застройщик медлит в нем обосноваться, как будто не согласен с результатом работы архитектора, который облицовал строение белым итальянским мрамором из Каррары. Робость перед дорогими мраморными плитами – стройка, включая земельный участок, стоила 1,6 млн марок – вытекает из слухов, которые ежедневно звучат на берегах Альстера. Звучат всякий раз, когда мимо бельвью проплывает моторная лодка с туристами и гид в капитанской фуражке тоном уличного певца рассказывает им об этой местности: «Перед нами – новый мраморный дворец кофейного миллионера Макса Херца, который из маленьких зерен делает большие деньги. Его кофе – черный как грех, но белый, как роскошная вилла. Да, торговать кофе того стоит».

    02.07.2013 Комментариев: 0 Оценка: 3/5
  • "Патриотизм и коллаборационизм" - Карен АГЕКЯН

    Два вынесенных в заголовок понятия мы привыкли воспринимать как прямо противоположные. Казалось бы, перед нами действительно белое и черное: верховный приоритет Отечества, нации, национальных ценностей и принятие чужой власти, активное сотрудничество с внешними силами в подчиненной роли вплоть до военного сотрудничества с оккупантами. Однако в истории мы найдем немало примеров совмещения открытого коллаборационизма с национально-патриотическими идеями. Не только коллаборационизм ставится на службу таким идеям, но такими идеями объясняется и оправдывается коллаборационизм. Весьма характерно название одной из книг, посвященных истории коллаборационизма на оккупированной немцами территории Европы: «Патриотичные предатели» (David Littlejohn. The Patriotic Traitors: A History of Collaboration in German-Occupied Europe, 1972), хотя, конечно, это прежде всего броский заголовок.

  • "Верь сам в себя, наперекор Вселенной" (продолжение) - интервью с Артуром ИШХАНЯНОМ

    Продолжение интервью с членом-корреспондентом НАН РА Артуром Ишханяном

    02.07.2013 Комментариев: 0 Оценка: 2/5
  • "Нация – это универсальный принцип" (продолжение) - беседа с Грантом ТЕР-АБРААМЯНОМ

    Беседа с публицистом Грантом Тер-Абраамяном. Окончание. Начало см «АНИВ» №45

    Политические вопросы Геноцида и Карабаха также этнографируются. Ведь национальное по сути – политическое, но в данном случае национальное – этническое. И тут на помощь неожиданно приходит постмодернистский и колониальный же Запад, который тоже формулирует тему Карабаха как этнический конфликт, этнополитику, культурный, так сказать, вопрос. Ведь никто не говорит о русско-немецком этническом конфликте, русско-немецкой войне. Эта война государств, государственный вопрос. А тут надо мирить этносы. И начинается НГО-шная ерунда на тему примирения. Как те, кто пытается примирить этносы, так и те, кто считает, что вопрос не может быть урегулирован политически, – два как бы крайних полюса, но действуют в рамках одной парадигмы...