Вход
Архив номеров

"Геральдический альбом из Трансильвании" - Йоан КИНДРИШ, Анка Элизабета ТАТАЙ

05.02.2013 Йоан Киндриш, Анка Элизабета Татай
Статья опубликована в номере №4 (43).
Захария Габрушян, известный под мадьяризованным именем Захариас Габрус, жил в Герле (Арменополисе) в Трансильвании с 1794 по 1870 год и стал одним из наиболее выдающихся деятелей культуры города, основанного армянами в первой половине XVIII века. Важным моментом в истории армян этого региона было разрешение переселяться в Трансильванию, полученное от князя Михая Апаффи. Армянские иммигранты прибывали сюда из Молдавии и города Быстрица по причине стеснений на религиозной или коммерческой почве. Большинство из них селилось в Думбравени или Герле. Позднее оба армянских поселения получили статус свободных королевских городов: Герла – в 1711 году, Думабравени – в 1733 году – с правом самоуправления, собственного суда и свода законов, правом поддерживать коммерческие связи с заграницей без ограничений на создание торговых рынков. Они подчинялись власти князя Трансильвании только в смысле воинской и налоговых повинностей. Герла – единственный город в Румынии, который в XVII веке был построен согласно заранее составленному плану и сохранил свою архитектуру до наших дней.

Захария Габрушян вначале готовился стать священником, затем посвятил себя преподавательской деятельности, обучив за сорок два года более 2500 детей. Он также получил известность как писатель, историк, художник и скульптор, но в первую очередь как человек, полностью посвятивший себя прогрессу армянской общины Трансильвании. Он был автором алтаря церкви Св. Соломона, первой армянской церкви города (армяне Трансильвании приняли унию в конце XVII века. – Прим. ред.), построенной в 1727 году, а также был донатором строительства некоторых других сооружений. Его собрание книг стало первой частной библиотекой в Герле. В ней имелись и его собственные рукописные труды, в первую очередь трактат на армянском языке «Книга о Божественном Провидении». Габрушян создал также геральдический сборник «Scuta heraldica totius mundi…» («Геральдические символы мира…»), и его можно считать одним из первых специалистов по геральдике на территории современной Румынии. Захария Габрушян коллекционировал армянские книги и книги об армянах со всей Европы и знакомил с ними будущих армянских интеллектуалов, таких как Вардан Эштегар, Шонготт Кристоф, Кристоф Лукаш и др. За годы власти коммунистов в Румынии книги из собрания Габрушяна были разделены между различными библиотеками, в частности, некоторые из них оказались в Клуж-Напоке.

Мы хотели бы привлечь внимание к рукописи геральдического альбома, которая до сих пор еще не была исследована. Оригинал рукописи, насчитывающей около 300 страниц, хранится в Национальном архиве в Клуж-Напоке (фонд Герла, Армянские документы). На переплете золотыми буквами написано Heraldice Zachariae Gabrus. Отпечатан только титульный лист. В качестве места и времени указаны Шамосуйвар (венгерское наименование г. Герла) и 1867 год, в качестве типографии – типография греко-католической епархии. В верхней части страницы латинскими буквами указан другой год, 1898-й – возможно, год печатания титульного листа, отличающийся от года создания книги. На титульном листе и на оборотной стороне переплета указано Tomi secundi fasciculus 2. Это позволило Шонготту Кристофу предположить, что работа состояла из 4 частей (два тома по два выпуска каждый) – его мнение разделяют и авторы настоящей статьи. Сохранившаяся часть начинается со страницы 549 и содержит в конце алфавитный перечень иллюстраций на 111 страницах. Этот перечень охватывает иллюстрации всей работы и свидетельствует о том, что в ней содержалось всего 2500 рисунков.

Второй выпуск второго тома включает 299 гербов и 147 флагов, хотя в начале его автор указывает иные цифры: 298 гербов и 144 флага. Существующие и несуществующие (изобретенные автором) геральдические щиты (изображения некоторых из них остались незаконченными) представляют собой символы империй, княжеств, герцогств, провинций, графств и городов. Все они сопровождаются латинскими надписями с указанием принадлежности. Они аккуратно и точно изображены черными или коричневыми чернилами с использованием штриховки из параллельных или пересекающихся линий или точечного заполнения, что уподобляет их печатным оттискам. Светотень передана самым тщательным образом, на неоконченных гербовых щитах видны линии, прорисованные с помощью карандаша и линейки, которые делят их поверхность, свидетельствуя об использовании автором строгих правил композиции. На каждой странице размещаются от одного до четырех гербовых щитов, которые говорят о превосходных качествах рисовальщика – мы знаем, что Захария Габрушян не получил художественного образования, но был талантливым самоучкой. Хотя гербы изображены одноцветными, тем не менее о цвете того или иного поля щита говорит его штриховка. На языке специалистов по геральдике цвет называется «эмалью», и тип штриховки условным образом соотносится с такой «эмалью». Согласно такому кодированию вертикальные параллельные линии означают красный цвет; горизонтальные – синий; перекрещивающиеся вертикальные и горизонтальные линии, формирующие квадраты, – черный; перекрещивающиеся диагональные линии, формирующие ромбы, – коричневый; косые линии с наклоном слева направо – зеленый; косые линии с наклоном справа налево – пурпурный. Точки кодируют цвет золота, отсутствие всякой штриховки – серебро. Часть гербов сопровождается латинским описанием с уточнением цветов, что демонстрирует обширные познания автора в геральдике, которыми он, безусловно, гордился. Приведем один пример: «Insigne Constantinopoleos / Est scutum rubrum ovalis figurae cruce au / rea in quatuor partes divisuum, in quavis / parte librum clausum servans, qui libri / secundum veteres Scriptores pro quator / Evangeliis assumuntur» («Герб Константинополя представляет собой золотой крест на красном овальном щите, который делит последний на четыре части, в каждой из них изображена книга, представляющая одно из четырех Евангелий»).


 
  
 

Хотим также привлечь внимание читателя к гербам Польши и Армении (двух не существовавших на тот момент государств. – Прим. ред.). Гербы, подписанные Armeniae Maioris, Armeniae Minoris, Armeniae Novum и Armeniae (Великая Армения, Малая Армения, Новая Армения и Армения), изображены на отдельной странице каждый, представляя различные этапы истории Армении. Символы в поле щитов различны, но все они увенчаны короной. Герб Польши показан в трех вариантах, каждый на отдельной странице: Totius Poloniae, Regis quondam Poloniae, Regni Poloniae (Вся Польша, Прежнее королевство Польша, Королевство Польша). Последний из них практически совпадает с сегодняшней версией польского герба: на красном поле щита – белый орел с расправленными крыльями, увенчанный короной.

На обширность познаний автора указывают и 147 флагов. Их изображения соответствуют как реалиям того времени, так и правилам передачи цвета. Например, на флаге Трансильвании показаны три горизонтальные полосы – синяя, красная и желтая.

Геральдический альбом Захарии Габрушяна, который так и не был напечатан и остался в рукописном варианте, позволяет поставить его в ряд первых современных геральдистов на территории нынешней Румынии. В конце XVII века геральдикой занимался профессор Франциск Париз Папаи из Аюда, затем, уже во второй половине XIX века, в Яссах и Бухаресте – Георги Асаки (он также, как считается, имел армянское происхождение), Михаил Колганичяну, Чезар Больяк, Богдан Петрическу Хашдеу, В.А. Урекия, Д.А. Стурдза, П.В. Нэштурел и др.