Вход
Архив номеров

"Жизнь и труд Пасхалиса Якубовича" - Мария ХМЕЛЕВСКА-ЯКУБОВИЧ

05.11.2007 Мария Хмелевска-Якубович
Статья опубликована в номере №1 (10).

За стеклами витрин музея Архиепархии на варшавской улице Солец красуются шелковые, шитые золотом кунтушовые пояса, произведенные неподалеку отсюда, на мануфактуре Пасхалиса Якубовича в Липкове.

Польский кунтуш носился поверх жупана с поясом и кривой саблей, его цвета для каждого из воеводств были установлены предписанием от 1778 года. Спрос на кунтушовые пояса в те времена был велик, образцами для их производства считались изделия из Османской империи и Персии. В Речи Посполитой пояса ткались в мастерских и мануфактурах-»персиярнях». Кроме липковской были известны мануфактуры в Слуцке, Корце, Гродно, Станиславове, Кракове, Гданьске, Кобылках. Но имя «Paschalis» всегда свидетельствовало о высочайшем качестве. Кем же был этот человек?

Армянин Пасхалис Якубович прибыл на польские земли из родного Токата, чтобы обрести здесь вторую родину. Он был купцом, предпринимателем, финансистом, общественным деятелем, энергичным, инициативным человеком со множеством идей и огромным художественным вкусом. Вначале он доставлял в Варшаву восточные товары: шелковые ткани, персидские шали, табак, фрукты. Магазин восточных товаров он содержал вместе с Антонием Крегером, а торговлю шубами вел совместно с Мацеем Лукасевичем.

Липков. Мануфактура Пасхалиса-Якубовича (1791-1794). Национальный музей в Кракове

Принадлежащие ему магазины имели отличную репутацию в тогдашней Варшаве. К числу постоянных клиентов принадлежали представители знати и королевского двора, а также сам король Станислав Август, известный ценитель роскоши. Пасхалис Якубович приумножал свои доходы и вкладывал средства в недвижимость. Он купил дома в Краковском предместье Варшавы, на Мариенштате, в Бродах, в Кракове на улице Славковской. Приобрел земельные владения — Липков на окраине Кампиновской Пущи и Гротовизну.

Оценив спрос на кунтушовые пояса, он вначале основал «персиярню» на варшавском Повисле, а позднее — более масштабную в Липкове. Художественную сторону он поручил Франциску Селиману — специалисту из Лиона, который до этого работал сначала в Гродно, а потом в Кобылках. Пояса ткались из импортного сырья, соединяя в своих рисунках восточную декоративность и европейский стиль. Мануфактура приносила значительный доход и прославила имя ее владельца.

Король Станислав Август пожаловал Пасхалису Якубовичу дворянский титул с гербом — на зеленом холме белый пасхальный агнец с хоругвью, над ним золотая корона, немного выше — сломанное орлиное крыло. Этот герб с инициалами «P.J.» владелец использовал для маркировки липковских поясов. Некоторые из них имели вышитую на обратной стороне надпись: «Paschalis me fecit» — «Пасхалис меня сделал».

Пасхалис Якубович участвовал в общественной и хозяйственной жизни польской столицы, был председателем Купеческого братства, в 1789-1793 годах — членом магистрата. В городском Экономическом Управлении участвовал в разработке проекта организации столичной полиции. Заседал в Сейме во времена Варшавского Княжества (1809 г.) в качестве депутата от города Варшавы.

Липков прославился каменной усадьбой, домами для рабочих, фабричными зданиями, винокуренным заводом, мельницами, но прежде всего строительством костела Св. Роха для населения близлежащих деревень. Здесь и сегодня можно прочитать надпись над входом: «Богу — Дарителю всех Даров, чтобы благословил сельскохозяйственные работы и ремесла, а также поощряю-щего их короля Станислава Августа — этот костел, от фундамента воздвигнутый владельцем поместья Зеленка Пасхалисом Якубовичем в году 1792».

Упадок усадьбы и мануфактуры в Липкове связан, вероятнее всего, с военными действиями во время восстания Костюшки. Закрытый костел ветшал больше ста лет и был реконструирован в 1950-х годах. Следов могилы Пасхалиса Якубовича, похороненного возле костела в 1816 или 1817 году, сегодня найти невозможно. Зато уцелели склеп Юзефа Пасхалиса (сына) и его жены Людвики и деревянное строение неподалеку, украшенное армянскими росписями со статуей Богоматери в голубом одеянии. Три сына и две дочери Пасхалиса Якубовича связали себя брачными узами с польской шляхтой, что привело в последующих поколениях к полонизации рода.

Не осталось следов знаменитой мануфактуры. Старинная усадьба, сгоревшая в 1848 году, была восстановлена в 1957-м, чтобы служить домом приходскому ксендзу. Здесь выставлено свое, небольшое и бережно хранимое, собрание липковских поясов.

Липков. Мануфактура Пасхалиса-Якубовича (1788-1791). Национальный музей в Кракове

Описание некоторых изделий мануфактуры Пасхалиса из собрания Государственного исторического музея в Москве:

Фрагмент пояса № 70/21384 (XLVIII) представляет собой продольную половину. Пояс шелковый, золотный, односторонний (размер 4,62х0,22 м). Середник в поперечных полосах. Золотные полосы заполнены цветочным орнаментом — цветы алые и голубые. Алые полосы затканы золотным узором. Край широкий, орнаментирован повторяющимися цветочными ветвями и птицами на них. На ветвях белые и голубые цветы, а также птицы типа попугаев, белые с алыми крыльями, клювом и лапами. На концах было, по-видимому, по три орнаментальных мотива. По золотному полю ткана алая гвоздика, выходящая из корня, обращенная цветком к середнику. По обе стороны гвоздики голубые и алые цветы. Полностью сохранились один мотив и половина другого. В окаймлении концов в нижнем углу в две строки латинскими буквами ткана метка: в верхней строке «Pascha», в нижней — «lis». Пояс относится ко времени до 1791 года.

Пояс № 41/20760 (L) шелковый, золотный, двусторонний, четырехлицевой (размер 3,45х0,29 м). Одна сторона его палевая и алая, другая — желтая и ярко-синяя. Середник пояса в поперечных полосах. Во всю ширину пояса проходят золотные полосы, заполненные цветочным орнаментом, оконтуренным черной нитью. Другая сторона желтая и ярко-синяя, черные полосы с золотным орнаментом, цветные полосы гладкие. Край пояса золотный с цветочным орнаментом. На концах по золотному полю по два букета ярко-алых цветов, выходящих из ваз. Букеты обращены цветами к середнику. На другой стороне поле черное. В окаймлении концов по двум нижним углам ткани метка в одну строку — инициалы латинским шрифтом «P.J.». На краях пришита золотная бахрома.

Пояс № 1/21926 (LI). Пояс этот шелковый, золотный, двусторонний, четырехлицевой (размер 3,54х0,37 м). Середник пояса: одна сторона темно-коричневая и белая, во всю ширину золотные полосы с темно-коричневым травным орнаментом, цветные полосы с довольно крупным горошчатым и крещатым золотным орнаментом; другая сторона золотная и палевая, во всю ширину темно-коричневые полосы с травным золотным орнаментом. В золотных и палевых полосах крупный горошчатый и крещатый алый орнамент.

На концах по золотному полю по два темно-коричневых букета цветами к середнику. С другой стороны расцветка обратная. В окаймлении концов по двум нижним углам ткана метка — пасхальный агнец с «флажком». По левую сторону буква «P», по правую — «J». Пояс относится ко времени после 1791 года, когда владелец фабрики получил дворянство и герб. Концы обшиты золотной бахромой.