Вход
Архив номеров

"Иерусалим. Засвидетельствовать армянское присутствие " - Нурит КЕНААН-КЕДАР

05.11.2007 Нурит Кенаан-Кедар
Статья опубликована в номере №1 (10).

Нурит Кенаан-Кедар

Я занимаюсь историей искусств, последние 36 лет веду курс по искусству Средних веков в университете Тель-Авива. Родилась в Израиле, как и моя мать. Ее родители переехали сюда из Херсона в 1906 году, захватив с собой огромную библиотеку и фортепиано — и то и другое пришлось перевозить на верблюдах из порта Яффы в деревню, где они поначалу поселились. Мой дедушка входил в число основателей Тель-Авива в 1907 году.

Моя мать родилась в арабской деревне близ Рамаллы и прекрасно говорила по- арабски. Она обучалась в лондонском Kings College для женщин, всегда с восхищением относилась к палестинцам и армянам и учила нас важности мультикультурализма. Еще в 1930-х годах она установила контакт с армянскими мастерами керамики. Единственным украшением в доме бабушки, приверженной толстовству и пуританизму, была армянская тарелка на стене с изображением газелей и цветов.

Церковь Сурб Акопоц (Св. Иакова)

Мой отец, профессор медицины, приехал в страну в 1933 году, спасаясь от Гитлера.

Я получила хорошее образование: с одной стороны, глубокое знание Библии, с другой — столь же глубокое знание русской классической литературы — Толстого, Гоголя, Достоевского, Горького. Русская музыка и русские песни также занимали важное место в моей жизни — в нашей семье многие занимались музыкой. Я закончила Базельский университет в Швейцарии, где получила докторскую степень. После 7 лет в Швейцарии вернулась в Израиль, где стала преподавать в университете Тель-Авива.

Исследуя искусство крестоносцев, в частности, в Иерусалиме XII века, я столкнулась со свидетельствами чрезвычайно большой роли королевы Мелизенды в тогдашней жизни города. И в то же время обнаружила отсутствие четких указаний исследователей на роль ее, как покровительницы армянского искусства и армянской архитектуры. Эта часть деятельности Мелизенды была растворена в общем покровительстве, которое она оказывала как королева латинского государства крестоносцев. Я также стремилась показать ее тесные родственные связи с сестрами и т. д.

Я изучаю армянскую керамику, она интересует меня прежде всего как важное проявление национальной идентификации и как способ, с помощью которого художники выражали свою принадлежность Иерусалиму, ощущение себя частью города.

Расписная керамическая плитка, украшающая интерьер собора Србоц Акопоц

Есть разные формы присвоения искусства меньшинств, когда его представляют в качестве государственного. Сами создатели при этом отодвигаются в тень либо подвергаются гражданской дискриминации. Это происходит внутри одной нации, разделенной на классы, либо с национальными меньшинствами в империи. (Вопрос очень важен, он требует детального рассмотрения и даже отдельного симпозиума.)

Современная армянская керамика, произведенная в мастерской семьи Бальян в Иерусалиме

С армянскими художниками Иерусалима такого не произошло. Однако они не удостоились достаточного внимания, поскольку не участвовали в арабо-израильском конфликте. Зная об этой ситуации, я устроила заказ муниципалитетом Иерусалима стенного панно из 1000 керамических плиток — произведения Мари Бальян «Проблеск рая», — как свидетельства армянского присутствия в городе.

Как еврейка и гражданка Израиля я сочувствую Армянской Трагедии и отношусь к числу тех, кого воспитала книга Франца Верфеля «Сорок дней Муса-дага».

Армянский квартал Иерусалима, разросшийся вокруг средневекового монастыря, — совершенно фантастическая реальность. В настоящее время я работаю над обзором всех картин XIX века в церквях Армянского квартала — эти произведения живописи, безусловно, заслуживают внимания.

Расписная керамическая плитка, украшающая интерьер собора Србоц Акопоц

Я занимаюсь также «маргинальной» скульптурой Средних веков (горгоны, химеры и прочие подобные скульптуры на периферии сооружений романского и готического стилей), женщинами — покровительницами искусств и другими темами. Я замужем за Б.З. Кедаром, профессором истории Средних веков в Иерусалимском университете. У меня двое детей: профессор философии Тель-Авивского университета Хаги Кенаан и музыкант Ионатан Кенаан. Интересы всей нашей семьи связаны с различными вопросами жизни армянской общины, ее духовным и художественным наследием и традициями. (Нурит Кенаан-Кедар была куратором выставки расписной керамики «Райские птицы» в тель-авивском музее Эрец-Израиль, посвященной творчеству художницы Мари Бальян, издала три книги по армянской керамике Иерусалима в XX веке, принимала участие в международной конференции «Иерусалим и армяне», организованной Ричардом Ованнисяном в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса. В 2003 году по ее инициативе Филателистическая служба Израиля выпустила лист с тремя сувенирными марками, посвященными трем армянским мастерам керамики в Иерусалиме. — Прим. ред.)