Вход
Архив номеров

"Возвращение в ноябре" - Рубен АТОЯН

22.06.2006 Рубен Атоян
Статья опубликована в номере №1 (1).

Атоян Рубен — картограф, художник, кандидат технических наук. Родился в 1954 году в Кировакане, Армянская ССР (ныне г. Ванадзор). В 1976 году окончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Работал по специальности в Тбилиси, Ереване и Минске. Наиболее значимые работы, посвященные Армении: "Армянское нагорье. Очаги древней рукописной культуры"(1988г.), представлена в экспозиции Матенадарана; Круговая панорамная карта Армении и Армянского нагорья (1989г.); "Армяне в Крыму", (1990г., в соавторстве); "Армения. Энциклопедия путешественника", (1991г. в соавторстве); панорамные карты Еревана и Эчмиадзина ( 2001 г ). Автор свыше 20 научных статей и 60 оригинальных произведений художественно -картографического направления: Армения, Сицилия, Кипр, Крым, Москва, Санкт-Петербург, Минск, Киев, Вильнюс, Варшава, Берлин, Краков, Венеции, Львов, комплекс Ангкор Ват (Камбоджа) и др. Круг интересов — картография, география; история и архитектура Армении. Увлечения — графика и живопись, путешествия.

 

Уехав из Армении в 1990 году, я профессионально занялся панорамными рукописными картами городов и туристических достопримечательностей. В моей творческой биографии их было немало: Вильнюс и Петербург, Венеция и Ватикан, Краков и Варшава. Но всегда лелеял мечту — создать что-либо подобное и для своей Родины. И, конечно, чувство долга. Когда я приехал в Ереван весной 1999 года после почти девятилетнего перерыва, на первый взгляд, город сильно изменился. В какую сторону — решать не мне, а жителям. Везде уличная торговля, но мало транспорта и воздух стал чище.

К сожалению, я был уже гостем, но к счастью, гостям в Армении принято оказывать подобающий прием, независимо от условий жизни. Встреча со старыми друзьями, шашлыки. Тосты сначала за встречу, потом традиционные — за Армению, наш город, Арарат... Пока я жил здесь каждый день в течение одиннадцати лет, если, конечно, не мешали условия видимости, на мою долю выпадало счастье наблюдать за Библейским исполином. То бледно-розовый, то очаровывающий яркими четкими контурами, как, например, после грозы, когда постепенно открываются склоны и ослепительная вершина. И в утренней дымке, и залитом солнцем небе — прекрасен Арарат!

По возвращению в дружеской беседе возникла мысль нарисовать Ереван с Араратом. И выпуск карты посвятить 1700-летию принятия Арменией христианства в качестве государственной религии. Сразу же нашелся партнер — общественная благотворительная организация "Айоц Ашхар".

Ереван — столица Республики Армения, один из древнейших городов мира, ровесник Вавилона, Ниневии, Рима. Основан в 782 году до н.э. царем Аргишти I на холме Арин-берд как город-крепость. Клинопись царя гласит: "Бога Халда величием Аргишти, сын Менуа, эту крепость великолепную построил: назвал по имени город Эребуни во славу стран Биайны, на страх вражеским странам". Развалины цитадели Эребуни, от которого и произошло современное название города, находятся на юго-восточной окраине Еревана.

Археологическими материалами подтверждается, что территория современного Еревана была заселена ещё 6000 лет назад. Как город он возник в средние века на левом берегу реки Раздан, в письменных источниках упоминается в различном правописании: Ереван, Эривань, Эрван, Реван, Иреван, Erivan, Errevant, Irvan, Revant. До 1828 года являлся центром Ереванского ханства, с 1828 по 1918 годы центром Эриванской губернии в составе Российской империи. Ереван — столица Первой Армянской Республики, а с 1920 по 1991 годы — Армянской ССР.

Ноябрь 2000 года — золотая пора: обилие фруктов, теплая солнечная ереванская осень. Начало моей работы над проектом — сбор необходимых материалов. Специально для меня арендована квартира в центре города, недалеко от строящегося храма Григор Лусаворич. Последний, двенадцатый этаж здания, с видом на Арарат и "новостройку". Все условия для вдохновения!

Утром рано выхожу из дома, лифт работает, уже настроение на подъеме. У подъезда продают янтарный виноград. Наш, армянский виноград, о котором я мечтал на рынках Минска. Со свежим теплым хлебом — лучше и калорийнее завтрака не придумать. Сижу в тени чинар Кольцевого бульвара, завтракаю, не спуская глаз с главной стройки Армении. Через восемь месяцев должны быть сданы и храм, и моя панорамная карта. Чувствую свою причастность к великому, историческому событию.

Но взгляд на мою единственную картографическую основу заставляет сосредоточиться и собраться с мыслями. В качестве главного материала, от которого полностью зависит точность моей работы, мне предоставили, за неимением других источников, черно-белую копию неактуального топографического плана центральной части Еревана масштабом 1:10000 (в одном сантиметре — 100 метров ). На плане с трудом распознаются контуры отдельных домов, необходимые для построения перспективы.

В первый день я долго бродил по городу. Даже спустя 9 лет мог ориентироваться с закрытыми глазами, размышляя о предстоящей работе. Заглядывал в знакомые книжные магазины — никаких новых фотоальбомов Еревана, интересных карт или чего-то ещё, что могло бы помочь мне.

Нужно было решить одну из главных, если не основную проблему. С какой стороны нарисовать панораму города? Выбрать направление "главного луча", который зависит от характера местности и определяет окончательный рисунок. Для Еревана можно было использовать все четыре направления, из которых, методом исключения, я оставил два. Одно на север, при котором можно получить привычное изображение центральной части с панорамой Арагаца; другое на юг, с видом на Арарат. Конечно, интересна картина города с запада, из парка "Цицернакаберд" и противоположный обзор — с холмов Старого Норка. Выбор оказался очень непростым. После долгих размышлений, предпочтение отдал первому варианту, а именно с юга, при котором большинство красивых зданий вырисовывались с наиболее выигрышных сторон. Но как представить Ереван без потрясающего вида на Арарат? Решить проблему помог знакомый всем картографический прием — карта в карте, в нашем случае — рисунок в рисунке. Можно нарисовать вторую, меньшую панораму с Библейским Араратом.


 

Ереван по Шардену, 1673г.
I. Церковь Катогике
1. Крепость
2. Гечи-Кала
3. Большая площадь
4. Мечеть двух султанов
5. Епископство Ереересни
(римскими цифрами отмечены повторяющиеся на всех картах основные памятники архитектуры).

Сбор материалов или "полевой этап", как его обычно называют, включает в себя обследование городских кварталов, архитектурных ансамблей, парков и скверов, природных объектов, каковыми являются ущелья рек Раздан и Гетар. В Ереване по продолжительности он составил примерно три недели.


План Еревана по Меграбову, 1906-11гг. (фрагмент)
I. Церковь Катогике
II. Церковь Зоровар
III. Церковь Сурб Ованес
IV. Церковь Сурб Саркис
V. Мечеть Геои
VI. Старый Разданский мост

1. Эриванской отделение государственного банка
2. Городская больница
3. Церковь Погос-Петрос
4. Шарагская мечеть
5. Мечеть Тапабашинская
6. Церковь Лусаворич
7. Женская гимназия
8. Мужская гимназия
9. Канцелярия губернатора
10. Казначейство и Казенная палата
11. Окружной суд
12. Квартира губернатора
13. Почтово-телеграфная контора
14. Полицейское управление
15. Губернское правление
16. Городской мировой судья
17. Православный собор
18. Городская дума и Управа
19. Хантар (торговые ряды)
20. торговая площадь
21. Английский сад
22. Армянская духовная семинария
23. Синагога
24. Хлебная площадь
25. Сардарский сад
26. Сардарский дворец
27. Мечеть крепостная
28. Собор
29. Крепость

Многочасовые ежедневные прогулки по городу с планшетом, видеокамерой и фотоаппаратом. Нужно пройти по всем улицам, заглядывая во дворы и подворотни. При выполнении предыдущих работ в других странах и городах, например в Венеции, я был практически одинок. В Ереване же, почти каждый день меня сопровождает кто-либо из близких друзей. Мы давно не виделись, а прогулки по родному городу — непрерывные воспоминания. Останавливаемся в знакомом кафе, чтобы выпить чашечку кофе и дать отдых гудящим ногам. И снова — эскизы строений, плановые зарисовки, видеосъемка и фотографии наиболее привлекательных и выдающихся зданий. Люди подходят, интересуются нашей деятельностью, и, узнав в ответ, что это новая карта города, задают самые неожиданные вопросы. А не снесете ли нашу пристройку?

Туристская карта-схема Еревана 1980г. (фрагмент)

I. Церковь Катогике
II. Церковь Зоравор
III. Церковь Сурб Ованес
IV. Церковь Сурб Саркис
V. Мечеть Геои
VI. Старый Разданский мост

Но главная проблема, когда работа касается административных зданий и посольств зарубежных стран. Во двор, естественно, не пускают, но везде охрана объектов с пониманием относится к значимости дела. Рисованная туристическая карта? К 1700-летию? Разрешают снимать через решетку ограды. Ведь на карте не должно быть "белых" пятен. У нас нет официального документа, мой же белорусский паспорт может только вызвать новые вопросы. Поэтому я показываю свою "визитку"- панорамную карту любого нарисованного мной города.

Ориентироваться в Ереване для приезжего несложно. Вот промелькнет силуэт Арарата в арке главпочтамта, это направление на юг. Арагац на западе. Еще архитекторы города позаботились, чтобы каждая улица имела логическое и красивое завершение. Проспект Маштоца "смотрит" на Матенадаран, улица Туманяна — на музей Ованеса Туманяна, улица Теряна — на Дворец молодежи.

Для моей работы необходимы материалы "с воздуха". Полетать на вертолете страшно дорого. Что могло бы заменить аэросъемку? Конечно же, неповторимый рельеф Еревана и "столбики" новостроек! Крыши ереванских высоток, "оборудованные" мангалами. Не так уж редко приходилось на них бывать. Мысль приходит неожиданно. Рядом с центральным рынком несколько высотных зданий. Именно с них можно увидеть городской центр с идущей вдаль перспективой улиц. "В одной из них, на 10 этаже живет Анжела, сотрудница нашего института", — говорит Алексей Элизбарян, мой старый ереванский товарищ, сопровождающий меня в этот день. Со второй попытки находим квартиру, восторгу хозяйки нет предела. Накрывается стол, за обедом вспоминаем прошедшие годы совместной работы. Беседуем с детьми, уже школьниками, и чувствуем, как быстро летит время. Потом, вспомнив о цели нашего посещения, которую в начале встречи было неудобно упомянуть, выходим на балкон, обращенный к проспекту. Как мы угадали точку обзора! Снимаю здания, попадающие в сектор: ансамбль площади Анрапетутян (бывшая Ленина), Матенадаран, Университет.

Город освещен скатывающимся за горные вершины солнцем. В дымке розовые, абрикосовые, сиреневые и оливковые здания кажутся игрушечными, чистыми и опрятными. Густые фиолетовые тени. Когда ходишь внизу, по шумным и многолюдным улицам, этого не замечаешь. Сразу возникает цветовая гамма для будущей карты: розовый, залитый солнечными лучами, город. Только таким представляется Ереван.

На следующий день решаем с Алексеем взобраться на высотные здания в восточной части центра города, для проведения "перекрестной съемки". Для этого подходят два здания-близнеца у Республиканского стадиона. Поднимаемся на 15-й этаж, стучимся в первую попавшуюся дверь. Пожилой хозяйке объясняем цель нашего прихода, она показывает нам выход на балкон. Прекрасный вид не юг и восток, но нам нужен север. Смотрю на Арарат и не могу оторваться. Осенняя свежесть утреннего воздуха, чистота красок и резкость очертаний, отсутствие "смога" так приближают заветную гору, что начинаешь сомневаться в её отдаленности от города. Лучи восходящего солнца, скользящие по выпавшему на склонах снегу, делают Арарат объемным и более реальным.


 

Туристская илюстрированная панорамная схема "Ереван" 1985г. (фрагмент)

I. Церковь Катогике
II. Церковь Зоравор
III. Церковь Сурб Ованес
IV. Церковь Сурб Саркис
V. Мечеть Геои
VI. Старый Разданский мост

Только взгляд вниз — в чашу реставрированного Республиканского стадиона позволяет ненадолго мысленно уйти от Арарата. Козырек над трибунами, изумрудная зелень газона с "модной стрижкой" и ярко-красные беговые дорожки подтверждают, что у стадиона прекрасный хозяин, а у армянского футбола многообещающее будущее. В эти ранние часы на поле проходит футбольный матч. Выполнив съемку, мы с Алексеем быстро спешим на стадион. Мы оба — большие любители футбола, а Алексей, вдобавок, в прошлом прекрасный игрок резервного состава "Котайка", ученик самого Аркадия Андреасяна. Но какой сюрприз! Играют ветераны "Арарата" с... командой зарубежных посольств в Ереване. На поле наши кумиры: Николай Казарян, Ара Саркисян, Сергей Погосян. А на трибуне встречаем нашего бессменного комментатора Сурена Багдасаряна. Как всегда происходит в подобных встречах — побеждает дружба. После матча Алексей подходит к Казаряну — они знакомы, беседуют. Я их снимаю на видео, это мое "лирическое" отступление от работы.

Панорамная карта центральнйо части Еревана, 2001г. (фрагмент)

1. Гора Арагац
2. Большой Разданский мост
3. Спортивно-концертный комплекс
4. Памятник жертвам Геноцида 1915 года
5. Стадион "Раздан"


Было ещё несколько необходимых "ереванских крыш", которые я с друзьями успешно преодолел для сбора материалов к карте. Отсутствие аэросъемки, конечно, скажется на окончательной работе, но видео с крыш зданий на улицах Прошяна, Баграмяна, Саят-Нова — подспорье аэросъемке и большая практическая помощь. Также я снял видеофильм по маршруту, проложенному вдоль правой бровки ущелья реки Раздан от Большого Разданского моста до моста "Ахтанак". Это — настоящий туристический поход, предпринятый вместе с близким товарищем Вартаном Оганесяном. Мы сняли на камеру все ущелье Раздана, с акведуками и станцией Ереванской ГЭС, террасами и красивыми особняками, построенными на самом краю пропасти. Не остался без нашего внимания и сам парк "Цицернакаберд", где мы минутой молчания почтили память жертв Геноцида 1915 года. Потом, чтобы немного развеять грустные мысли, мы вспоминали наши настоящие походы начала восьмидесятых годов. Вдвоем с Вартаном мы ходили на "зуб" Араилера, поднимались на Арагац, бродили по ущельям Хосровского заповедника.

Определенное место в сборе материалов к карте занимает посещение музеев. Мне всегда нравились ереванские музеи: исторический, современного искусства, Матенадаран. Но чаще посещал картинную галерею, куда водил всех гостей из других городов Союза. Поэтому специально я выделил день для культпохода. Музей истории города Еревана оказался "на замке" (позднее я узнал, что он реставрируется). Исторический, как я и ожидал, не раскрыл новых, неизвестных мне, страниц многовековой истории Еревана. Только созданные в разные времена "портреты" города — старинные гравюры, планы, карты могли бы стать исходной, отправной точкой в моей работе. В истории Еревана таких "портретов" было немного, по ним и изучали его историческое прошлое.

Все путешественники, посещавшие Ереван, отмечали необычное расположение армянской столицы. Ереван напоминает огромный театральный зал с партером и амфитеатром, балконами и ложами. Необычен и "занавес" — библейский Арарат, неотъемлемая часть панорамы Еревана. Редкий город может "похвастаться" глубокими ущельями в самом центре, перепадом высот в 400 метров в застроенной черте. Поэтому все созданные изображения Еревана оригинальны и необычны по внешнему виду и содержанию.

Первые известные и сохранившиеся до наших дней "портреты" Еревана были созданы в XVII веке французскими путешественниками Жаном Батистом Тавернье и Жаном Шарденом.

Схематический рисунок Тавернье 1655 года можно характеризовать как первое графическое изображение Еревана, на котором весьма условно показаны крепость, река, мост и двух-трех этажные строения.

Жан Шарден посетил Ереван в 1673 году, оставив потомкам подробное описание города до катастрофического землетрясения 1679 года. Но, несомненно, больший интерес представляет выполненный им с натуры панорамный рисунок Еревана (хранится в музее истории города). На рисунке обозначены крепость с цитаделью Гечи-кала, главная площадь, несколько церквей (в т.ч. епископство Еркересни и Катогике), мечеть двух султанов, городские кварталы с одноэтажными домами. Вокруг кварталов раскинулись большие территории, занятые садами и виноградниками. Город окружен горными хребтами, среди которых возвышается выступающий над облаками Арарат, с Ноевым ковчегом на вершине.

Шарден и Тавернье не были искусными рисовальщиками и граверами, поэтому совсем не просто ориентироваться по этим рисункам. В них много неточностей и фантазии авторов.



Панорамная часть центральнлй части Еревана, 2001г. (фрагмент)

IV. Церковь Сурб Саркис
V. Мечеть Геои

1. Место, где находилась цитадель Гечи-кала
2. Мост "Ахтанак"
3. Место, где находилась Ереванская крепость


Дальнейшая работа над материалами приводит меня к началу проспекта Маштоца, к мосту "Ахтанак". Оказавшись на правом берегу реки Раздан, подхожу к краю ущелья, пытаясь найти остатки Ереванской крепости. Говорят, небольшие фрагменты стен ещё остались, но с моей точки они не видны. Спускаюсь в ущелье, на старую Эчмиадзинскую дорогу, она начиналась от сохранившегося до наших дней старого моста через Раздан. До начала XX века городских построек за рекой не было, правобережье занимали фруктовые сады. Но как выглядел Ереван 100 лет назад? Здесь я могу не фантазировать, а обратиться за информацией к уникальному картографическому материалу, каковым является "План города Эривани, снятый с натуры городским техником Б.Я.Меграбовым в 1906 — 1911 годах" в масштабе 50 саженей в одном дюйме (примерно 1:4800). Именно на нем в последний раз показана Ереванская крепость. Раскрыв карту Меграбова, мысленно представим, каким возникал Ереван перед взором путника, въезжающего в город на лошади или верблюде со стороны Эчмиадзина. В те времена за рекой сразу возвышались полуразрушенные стены Ереванской крепости. На плане показаны линии стен, бастионы, внутренние постройки: сардарский дворец, православный собор и крепостная мечеть. К середине XIX века крепость утратила значимость военного объекта, поэтому на карте Меграбова подписана как "упраздненная". Все строения, башни и стены были снесены, и в советское время на этом месте возник винный комбинат.

Жаль, что крепость не сохранилась, она была бы напоминанием об осадах, которые претерпел Ереван. Во время турецко-персидских войн армянские вооруженные отряды всегда героически обороняли город и крепость вместе с войсками ереванского сардара.

Оставляя крепость справа, по Крепостной улице путник въезжал в наиболее старую часть города. На фоне одноэтажных (реже двухэтажных) каменных или глинобитных домов выделялись купола церквей, собора, главной мечети. На плане старый город от нового отличается бессистемной застройкой. В центре расположены Торговая площадь и Хантар (крытые торговые ряды), Хлебная площадь с синагогой, церковь Сурб Саркис, здание Армянской духовной семинарии. В новых кварталах города, появившихся в конце XIX и начале прошлого века, просматривается сеть прямых улиц. На них располагались основные административные здания: Канцелярия губернатора, Губернское правление, Казначейство и Казенная палата, Эриванское отделение государственного банка, почтово-телеграфная контора и др. В центральной части города находились Православный собор, церкви Погос-Петрос, Катогике, Зоравор, Сурб Ованес и Лусаворич, несколько мечетей. От собора начинался уютный сквер, данью моде служил великолепный Английский сад (в советские годы — парк Коммунаров).

Как мы видим, городской план Меграбова был довольно подробным. Составленный по всем правилам топографии, ориентированный на север, он позволял каждому горожанину безошибочно найти на нем свой земельный участок.

Исходя из особенностей изыскательских работ, автор разделил территорию города на 48 квадратов. На плане отображены река Занга (Раздан), ее левый приток Гетар, оросительная система, мосты, сады и огороды, рынки, кладбища. В территориальном отношении, план Б. Меграбова охватывает полностью весь город, расположенный тогда только на левом берегу реки Занга. В него входили территории от железнодорожного вокзала (станция Эривань) до склонов нынешнего парка "Ахтанак", от бывшего сада Сардара (на плане называется "Казенный сардарский сад", на этом месте ныне расположен коньячный завод "Арарат"), до Чолмакчи (Норка). Город полностью окружен садовыми участками.

На плане Меграбова с большой тщательностью отображены как жилые кварталы - Дзорагех, Шахар, Демирбулаг, Конд (Тапабаш), так и нежилые. Показаны все более или менее благоустроенные улицы (в скобках приведены названия улиц советского периода истории города): Губернская (Алавердяна), Тер-Гукасова (Налбандяна), Астафьевская (Абовяна), Малярная (Теряна), Каравансарая (Тер-Габриеляна), Армянская (Ленина), Назарова (Амиряна), Бейбутова (Свердлова), Царская (Спандаряна) и др. Самыми главными улицами города считались Крепостная (Шаумяна) и её продолжение — Астафьевская, по оси совпадающая с современной улицей Абовяна.

Такую титаническую работу Меграбов выполнил, по его словам, "не как служебную обязанность, а по своему желанию". И эту свою работу, стоимостью в 10000 рублей, принес в дар городу, оставив о себе добрую память.

Без преувеличения можно сказать, что Меграбов этим планом оставил ереванцам большое наследие. Его значимость увеличивается ещё по той причине, что в XX веке Ереван очень быстро разросся и изменился. Эти изменения со всеми подробностями можно увидеть, сопоставив план Меграбова с современными картами города.

В 1924 году план Меграбова стал важным ориентиром при составлении перспективного плана Александра Таманяна. По утверждению самого автора генплана, им были использованы "...принцип и формы города-сада, как лучший пример и самый удачный прием в новом градостроительстве". Старую часть Еревана, взятую в бульварное кольцо, предусматривалось застроить административными и жилыми зданиями. Город располагался между ущельем реки Раздан и полукольцом возвышенностей в виде природного амфитеатра. Наиболее значительные сооружения были построены в центре, в их числе — ансамбль центральной площади (бывшая площадь Ленина), Театр оперы и балета, Ереванский госуниверситет, Матенадаран.

К великому сожалению, "антирелигиозные мероприятия" не обошли стороной также армянскую столицу. Например, на месте Шагарской мечети и церкви Погос-Петрос возникли гостиница "Ереван" и кинотеатр "Москва", а церковь Лусаворич снесли, чтобы построить школу. Главный православный собор "уступил" место площади Шаумяна. И только некоторые памятники культовой архитектуры, расположенные вне бульварного кольца — церкви Сурб Ованнес (1708-1710 гг.) и Сурб Саркис (1853г.), избежали участи церквей центральной части. Когда по улице Абовяна спускаешься к главной площади города, даже не подозреваешь, что во дворе дома на перекрестке улицы с проспектом Саят-Нова находится старейшая из сохранившихся церквей города — Катогике (XIII век), нарисованная ещё Шарденом на его панораме. Планировщикам города удалось спасти некоторые шедевры зодчества, искусственно отклоняя оси улиц, тем самым "спрятав" их во дворах жилых зданий.

В 1950-60-ые годы наблюдается значительный рост территории Еревана. Появляются новые микрорайоны на правом берегу реки Раздан — Анастасаван (Ачапняк), Шаумян, Спандарян, Нор Себастия, Нор Малатия, Нор Киликия, жилые массивы Нор Арабкир, Канакер, Нор Зейтун, Аван, Нор Бутания, Нор Ареш, Норагавит и Чарбах. К 1960 году население города выросло в 17,6 раза по сравнению с 1913 годом, в 2,5 раза по сравнению с 1939 годом и составило более полмиллиона человек.

После многокилометровых, изнурительных прогулок по городу к концу второй недели непрерывной работы ноет все тело. Каждый раз, возвращаясь домой прежним путем мимо строительной площадки храма Григор Лусаворич, замечаю незначительные изменения: начали облицовку здания, перекрытие куполов. Бетонная махина постепенно на моих глазах наряжается в приятный, абрикосового цвета "костюм". Лифт, слава Богу ещё работающий, поднимает меня на последний этаж, к двери квартиры, уже ставшей вторым домом. Короткий отдых, как на привале во время похода, и снова рабочий процесс — осмысление дневного маршрута. И ещё работа над эскизами проекта. Чистый лист бумаги на столе. Какой всё же должна быть новая панорамная карта Еревана?

Мысли возвращают меня на 28 лет назад. Мне, молодому специалисту, в первый же год работы на Тбилисской картфабрике, было поручено редактирование десятка туристских карт на Армению, Грузию, Абхазию, Северную Осетию, Краснодарский край и Астраханскую область. К фабрике была "прикреплена" территория всего Кавказа, включая Ростовскую и Астраханскую области, и выпуск карт для туризма представлял собой настоящий конвейер от сбора картографических материалов до издания тиража. Ежегодно выпускались десятки, иногда даже сотни небольших, мало чем отличающихся друг от друга карт-схем.

В этот период в Тбилиси были созданы первые туристские карты Еревана, вначале неточные, схематические, позже на новой, более соответствующей действительности, основе. Они включались в популярные в те времена туристские маршруты по Закавказью: "По Армении", "По Грузии и Армении", "Из Армении к Черному морю" и др. Относительно схематических планов Еревана могу только добавить, что они были настолько неточны, что турист получал только поверхностное представление о планировке города. Микрорайоны были уменьшены по размерам и искусственно приближены к центру города, который, наоборот, был увеличен. О точных расстояниях и ориентирах не могло быть и речи. Но действующие тогда инструкции ещё сталинских времен не позволяли создавать карты иначе.

После создания в 1979 году картографического отдела при Армянском государственном институте инженерно-геодезических изысканий и съемок (АрмГИИГиС) все картографические работы по Армении выполнялись уже непосредственно в Ереване, хотя стадии утверждения продукции остались за Москвой. Поэтому, обязательным было издание карт сначала на русском языке, и только потом на армянском и иностранных языках.

Сплоченный коллектив географов и картографов (выпускники Ереванского государственного университета, Московского и Новосибирского институтов геодезии и картографии, других вузов и техникумов Еревана) сумел за короткий срок полностью наладить картографическое производство, а точнее создать армянскую, неповторимую по стилю, картографическую школу.

Мне же посчастливилось редактировать первые туристские карты Еревана. Работы начались с создания наиболее точной, разрешенной действующими инструкциями, плановой основы города. Небольшие искажения плана считались обязательными для всех городов, тем более для Еревана, расположенного в двадцати пяти километрах от государственной границы.

Первая точная туристская карта Еревана на русском и армянском языках вышла уже в 1980 году. Хотя запрещалось подписывать точный масштаб карты (поэтому по действующей терминологии она, все-таки, называлась схемой), центр и микрорайоны приводились к единому масштабу, что давало представление об относительной удаленности разных частей города. Впервые показывались административные районы Еревана, а в список достопримечательностей из 254 пунктов также впервые в полном объеме были включены памятники архитектуры древности. Поэтому туристскую карту-схему Еревана издания 1980 года по праву считают первым картографическим справочником столицы Армении.

Следующая по значению и оригинальным методам исполнения "Туристская иллюстрированная панорамная схема "Ереван" была издана в 1985 году, художественное оформление которой выполнено Степаном Абраамяном. Идея этой оригинальной карты и её редактирование принадлежит нам обоим. Картографическое изображение разделено на четыре сектора по частям света. Точкой схода секторов была выбрана смотровая площадка Монумента 50-летия установления Советской власти в Армении — места, посещаемого тогда в обязательном порядке советскими и иностранными туристами и экскурсантами. С выбранной центральной точки в южном направлении мы видим центр города с видом на Арарат, на запад — купол Арагаца, север представлен панорамой Араилера, а восток — отрогами Гегамского хребта...

Так выглядели предыдущие изображения Еревана. Но сейчас я должен создать нечто необычное. Впервые показать все, без исключения, здания центральной части города, нарисовать парки и памятники, фонтаны и пруды, ущелья и горы.

Ереван — город солнца. Наша столица может гордиться не только седой стариной, но и прекрасной архитектурой из многоцветного армянского туфа, своими "поющими" фонтанами, конными скульптурами (Сасунци Давид, Вардан Мамиконян, Гай) и великолепными памятниками (памятник Геноциду армян 1915 года, Саят-Нове, М.Сарьяну, Ов.Туманяну, А.Хачатуряну, А.Спендиаряну). К сожалению, за годы блокады из-за нехватки топлива пострадал зеленый пояс Еревана, который только начал восстанавливаться во время моего приезда.

Панорамная карта центральной части Еревана, 2001г. (фрагмент)

I. Церковь Катогике

1. Матенадаран
2. Памятник жертвам Геноцида 1915 года
3. Таетр оперы и балета
4. Гостиница Ереван
5. Здание музеев

6. Здание Правительства Армении

Как передать все это на бумаге? Но есть время, чтобы подумать, осмыслить, ведь работой над оригиналом я буду занят уже в Беларуси.

Возвращение в зимний, заснеженный Минск, начало "камерального" процесса. Прошло время, необходимый материал собран и начинается новый период работы за письменным столом. И вот передо мной авторские эскизы зданий с указанием этажности, строительного материала и цвета, нарисованными элементами фасадов, архитектурных деталей. Распечатаны фотографии, каждый день просматриваю видео собственного производства, вспоминая свои ереванские маршруты.

Камеральная часть проекта, по времени наиболее продолжительная, для панорамы Еревана составила около пяти месяцев. Это связано с тем, что технически составление перспективного изображения является сложным, трудоемким процессом. Каждое здание рисуется "под линейку" в миниатюре, из выбранной мною точки взгляда на город. Основным чертежным инструментом служит рапитограф — чертежная ручка. По принципу работы она напоминает капиллярную, но использует специальную тушь. Толщина линий 0, 13 мм позволяет вырисовывать мельчайшие детали.

Чтобы нарисовать одно здание приходится выполнять более 100 точных и ровных штрихов. Сначала на чистом листе появляется сетка перспективной картографической проекции. Тонкими, еле заметными линиями, карандашом наносится на проекцию сеть улиц, на которых появляются изображения зданий. Лист бумаги заполняется постепенно, начиная с нижнего края. Сначала рисуется ближний план, потом — центр, в конце — дальний план панорамы, так как высокие здания закрывают собой низкие, расположенные дальше от глаза наблюдателя. Постепенно, как будто из тумана, поступает изображение города, становясь более четким, объемным.

Правдивость передачи глубины изображения на бумаге достигается графическими приемами при черчении и цветовыми эффектами при раскраске оригинала акварелью. Первые при этом используют так называемые зрительные коды глубины, вторые — принципы воздушной и цветовой перспективы. Завершив тушью черно-белый рисунок города, приступаю к цветовому оформлению оригинала. Это наиболее приятная часть работы.

Являясь последней картой города прошлого века и наглядным историческим документом, созданная панорамная карта служит исходной вехой на современном этапе развития Еревана. В сравнении с другими видами изображений города, перспективная карта наглядна, все объекты реалистичны, тождественны натуре.

Это — первая подобная карта в истории Еревана, создающая правдивый образ города. Работая над картой Еревана, я творил с азартом, потому что это — мой город. Хотя я родился в Кировакане, и в настоящее время живу в Минске, Ереван всегда считал, считаю и буду считать своим городом. Город, где я был всегда счастлив.

Наконец, работа завершена, и диск для издательства с дипломатической почтой Посольства Армении летит в Ереван. Я же сам еду на запад, в Берлин, чтобы начать похожую работу над другим, далеким и для меня чужим городом.

Панорамная карта центральной части Еревана, 2001г. (фрагмент)

1. Памятник Вардану Мамиконяну
2. Храм Сурб Григор Лусаворич


Впервые панорама Еревана была представлена на моей первой персональной выставке в Доме художников Армении в мае 2001 года. Самое яркое и запоминающееся событие в моей жизни. Близкие друзья, родственники и много, много посетителей. Полный холодильник шампанского и, конечно же, традиционные шашлыки на крыше ереванской высотки.

Уважаемому читателю будет также интересно знать, какой была первая реакция некоторых моих знакомых на панорамную карту Еревана. Доктор искусств из Германии был удивлен живописным расположением стадиона "Раздан" и современным видом Республиканского стадиона; прекрасное, монументальное здание на центральной площади он принял за президентский дворец и был крайне удивлен, что в этом здании расположены музеи. Поляки искали на карте церкви города, и были удовлетворены видом храма Григор Лусаворич. Спустя 1700 лет трудной, полной драматизма истории, армяне не изменили христианской религии. Белорусы же, не отрываясь, смотрели на живописное ущелье Раздана, и на горы, окаймляющие город. Более нереальными, чем розовый цвет зданий, им казались природные условия Еревана.

Жизнь не стоит на месте. Старые Ереванские постройки уступят место суперсовременным зданиям, будут проложены новые проспекты и улицы, и первая в истории Еревана точная панорамная карта станет объектом исследования и изучения, каковым сейчас является карта Меграбова. Уже минули четыре года от выставки и моего последнего посещения Еревана, и моя панорамная карта постепенно становится достоянием истории.

Пройдет много лет, и мой любимый Ереван останется неповторимым музеем камня под открытым небом. И ещё таким же городом традиций, как Лондон, городом музыки, как Вена, городом любви, как Париж.



Панорамная карта центральной части Еревана, 2001г.

I. Церковь Катогике
II. Церковь Зоровар
III. Церковь Сурб Ованес
IV. Церковь Сурб Саркис
V. Мечеть Геои